Проект под руководством Учителя Вольного Дела был представлен на Конгрессе молодых ученых — Учитель вольного дела

Проект под руководством Учителя Вольного Дела был представлен на Конгрессе молодых ученых

02 декабря 2025 г.

Проект под руководством Учителя Вольного Дела был представлен на Конгрессе молодых ученых

Александра Ястребова, ученица лицея №165 им. 65-летия ГАЗ Нижнего Новгорода

Ученица лицея №165 Нижнего Новгорода Александра Ястребова презентовала проект «Электромобили: настоящие и будущие вызовы» на Конгрессе молодых ученых. Он был выполнен под руководством Анны Вертинской, учителя информатики и участницы проекта «Учитель Вольного Дела» фонда Олега Дерипаска, и предлагает решить проблему низкого спроса на электромобили в России через внедрение беспроводных индукционных зарядных станций. Проект вошел в число лучших Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Технологии Первых» и был представлен на стенде «Движения Первых».

Проект, над которым работала команда лицеистов, анализирует причины сдерживания рынка электрокаров в РФ. За 7 месяцев 2025 года в России было реализовано 5 655 новых электрокаров – в 2 раза меньше, чем в январе – июле 2024-го. Всего за этот период в России было продано более 122 тысяч новых легковых автомобилей. Таким образом количество проданных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 20 раз превысило число реализованных электрокаров. Доля электромобилей на рынке упала до 0,9%. Как отметила в своем выступлении Александра, ключевой проблемой является катастрофическая нехватка зарядной инфраструктуры.

«Сейчас в России насчитывается всего 6 тысяч зарядных станций для электромобилей. При этом протяженность дорог в России превышает 4,4 миллиона километров. То есть одна электрозаправка приходится в среднем на 730 километров, что превышает запас хода электромобиля. Для сравнения, в Германии одна электрозаправка приходится на 7,7 км автодорог, а в Китае одна на 300 метров», — привела данные Александра Ястребова, ученица лицея №165 им. 65-летия ГАЗ.

Команда лицея №165 не просто констатировала проблему, но и предложила конкретное технологическое решение — индукционные (беспроводные) зарядные станции. Их можно размещать на парковках у торговых центров, кафе, во дворах жилых комплексов, а в перспективе — интегрировать прямо в полотно дорог.

«Чтобы зарядка пошла, электромобиль нужно только припарковать в правильном месте, где под асфальтом находится индукционная катушка. Такие электрозаправки должны быть рядом с отелями, кафе и другими местами отдыха, куда могут зайти водители на время зарядки», — объяснила Александра Ястребова.

В перспективе команда проекта предлагает рассмотреть возможность монтировать индукционные зарядные станции непосредственно в полотно автодорог, создавая протяженные участки магистралей, заряжающие тяговые батареи электромобилей во время их проезда по этим участкам. Это позволило бы электромобилям заряжаться прямо во время движения на больших расстояниях, например, на строящейся в настоящее время автотрассе М-12 «Восток». Это критически важно для российских просторов, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.

В рамках проекта уже изготовлены 3D-модель электромобиля и макет зарядной станции, проведены предварительные экономические расчеты, показывающие рентабельность решения.

«С появлением зелёных километров и индукционных зарядных станций спрос на электромобили обязательно возрастёт. А итогом станет улучшение экологической обстановки в Российской Федерации», — рассказала капитан команды проекта.

Работа нижегородских школьников вызвала интерес у экспертов конгресса, они оценили его практическую направленность и актуальность в русле национального проекта «Экологическое благополучие».

О том, как начиналась работа над проектом можно прочитать в колонке Анны Вертинской.

Александра Ястребова в сюжете "Новости Первых":